Понимание - приз для дураков

От автора: Мне хотелось бы поделиться своим видением в психотерапии, в экзистенциальном подходе. Это моя субъективная точка зрения, а значит я не задаю тему для споров.
Я считаю себя сензитивным и эмпатичным человеком, и симпатичным тоже:) Когда-то давно, в детстве мне удавалось угадывать и считывать настроение моих мамы и бабушки. Но в психотерапии это работает иначе.
Я на первых парах, грешила тем, что понимаю, то, о чем говорит клиент. Внутри меня, в голове возникает картинка, словно вижу кино про клиента и мне кажется все понятным. Еще, мне казалось все понятным, потому что у меня много опыта с собственными проблемами, болью, проживанием это в своей личной терапии, и просто внутри себя. Как будто бы это позволяет увидеть шире мир клиента. Но к сожалению, это иллюзия. "Я вас понимаю" - иллюзия. Невозможно подлинно понять другого. Это как если бы два человека сломали  одновременно руки, в одинаковых местах, но их боль и переживание будет очень разным, и это зависит от миллиона факторов. 
Этим грешат и клиенты, особенно далекие от психологии. Совсем недавно на супервизорской группе, разворачивалась такая картина: 
Кл. - Мой дедушка был для меня другом.- говорит клиент, мужчина средних лет.
П. - Поясните пожалуйста, что для вас значит "был другом"? - Проясняет психолог.
И тут клиент взрывается раздражением: - Вы что, не знаете что такое друг?! - Громко негодует клиент. К сожалению, психолог не дал обнесения тому, что он прояснеет, как это у клиента, как это конкретно у него, и что он вкладывает в это слово. Поэтому клиент и дальше раздражался на просьбы рассказать подробнее, но это важно, так же как важно объяснить зачем это делается. Это дает более широкое представление о картине мира субъективного клиента. 
Не нужно зацикливаться на своей такой привлекательной гипотезе о происходящим с человеком напротив. Клиент и терапевт не могут быть в равной позиции, а уж тем более психолог не должен смотреть с высока на клиента, ведь психолог никогда не может знать про клиента то, что знает про себя клиент и как он это переживает. В экзистенциальной парадигме, психолог задает направленность для клиента внутрь, в субъективное, находясь в позиции исследователя. Доставая на свет то, что лежало в тени или вовсе во тьме, и исследуя это вместе с клиентом.
Понимание - приз для дураков. Вот гора камней. Это камни. Это разные камни. Это абстрактное значение. Эти камни могут быть разных пород, что-то из них и вовсе не камни, зачем они здесь, что лежит под ними, и как давно они здесь, все и каждый по отдельности.  И как это узнать, если не прояснить, не разглядеть их, каждый, внимательно. Окажется, что каждый "просто камень", несет свою собственную, уникальную историю. Надеюсь, что в этой метафоре мне удалось отразить значимость каждого элемента, в рассказе клиента. Конечно не стоит увлекаться содержательной частью, но уточнения, могут вести внутрь, к критическим обстоятельствам (Дж. Бьюдженталь), а значит ближе к переживанием существования клиента, к большему пониманию про себя.  

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Внутренний критик и перфекционизм